Тюнинг двигателя
Под фразой «тюнинг двигателя» мы сегодня подразумеваем увеличение мощности мотора. Однако значение слова "мощность" несколько обширнее и рассчитывается теоретическим путем. Можно сказать, что это кинетическая энергия, предельно вырабатываемая ДВС, представляющая собой крутящий момент автомобиля при установленных оборотах мотора.
Практические способы увеличения мощности ДВС
К способам тюнинга двигателя (увеличение мощности), используемым на практике, относятся:
- Увеличение рабочего объема двигателя.
- Увеличение степени сжатия.
- Снижение механических потерь.
- Оптимизация процессов горения смеси.
- Увеличение наполнения цилиндров.
Увеличение рабочего объема двигателя
Сделать больше эксплуатационный объем мотора можно тремя способами:
- заменить коленчатый вал двигателя изделием с увеличенным ходом;
- заменить цилиндры изделием с большим диаметром;
- произвести одновременную замену.
При замене коленвала их следует искать на дилерских СТО или на предприятии – изготовителе. Следует помнить, что при увеличении рабочего объема следует сделать больше и камеру сгорания, чтобы компенсировать увеличенный объем цилиндра. При установке коленчатого вала с увеличенным ходом требуется замена шатунов.
Для замены цилиндров на изделие с большим диаметром производится, как правило, расточка этих изделий. К этой операции следует подходить весьма аккуратно, т.к. при увеличении диаметра цилиндров в блоке у многих моторов происходит увеличенный расход масла, т.е. у блока двигателя снижается коэффициент жесткости. Альтернативный вариант – применение специальных блоков с утолщенными стенками, которые можно купить в специализированных магазинах автопроизводителя.
Независимо от способа повышения объема снижается общий КПД ДВС.
Увеличение степени сжатия
Это весьма эффективный метод увеличения КПД мотора. При эксплуатации силовой установки автомобиля на высоких оборотах геометрическое значение объема камеры сгорания снижается. Это связано как с физическим свойствами металлов, так и с заводским зазорами в конструкции. Эта характеристика двигателя напрямую связана с фазами газораспределительного механизма и углового значения открытия заслонки. Обычно она составляет 7 -10 ед. и находится в прямой зависимости от октанового числа бензина. Высокая динамическая степень сжатия двигателей спорткаров связана с применением распределительных валов с обширными фазами, что ведет к наращиванию мощности на всех оборотах автомобиля.
Cнижение механических потерь
При таких работах, как «тюнинг двигателя», следует обратить внимание на механические потери мотора, которые слагаются из:
- потерь на повышенное трение;
- потерь на аэродинамическое сопротивление впускной системы;
- потерь энергии на работу приводов дополнительного оснащения.
Основные потери приходят на работу цилиндров в блоке двигателя. Так, при увеличении усредненной скорости поршня больше 20 м./с. потери на повышенное трение и нагрузки сильно увеличиваются. Поэтому на моторах с высокими оборотами для повышения КПД силового агрегата важно ход поршня сделать меньше.
Для снижения потерь на трение в системе поршень-цилиндр, нужно применять:
- Маслосъемные кольца сборной конструкции;
- Увеличение зазора в паре «поршень – цилиндр»;
- Снижение веса шатуна, в частности, его верхнего образования;
- Использование удлиненных шатунов.
Для снижения потерь на трение в шейках коленчатого вала, нужно увеличить на 0.01 мм внутренний радиус головки шатуна снизу и постелей коленвала. Это проводится методом хонингования. При этом распредвал должен вращаться без усилий.
При механической подаче воздушной смеси в цилиндрах появляется несоответствие атмосферного и моторного давления. Для устранения этого явления задействуется часть мощности авто, появляется аэродинамическое сопротивление впускной системы. Чем оно выше, тем больше энергии затрачивается на выравнивание уровня давлений. Для максимального устранения этого явления применяются распределительные валы с обширными фазами.
При резком изменении скорости авто двигательное масло разбрызгивается на детали коленчатого вала и снижает его угловую скорость. Необходимо использования комплекса «сухой картер».
Кинетическая энергия мотора частично задействуется для работы привода ГРМ, помпы, генератора и др. компонентов. Для рестайлинговых высокооборотистых моторов необходимо поднять передаточное число привода помпы и генератора. Помните, что при монтаже ГУР а и климатического оборудования мощность мотора также уменьшается.
Оптимизация процессов горения смеси
Применение полировки внутренней поверхности камеры сгорания и «зеркала» поршня незначительно уменьшает потери теплового типа, тем самым увеличивают процент относительного КПД.
Увеличение объемного КПД
Это наиболее реальный метод повышения мощности мотора. Для повышения степени наполнения требуется уменьшить сопротивление воздуха системах и каналах ГБЦ. Для повышения оборотов мотора нужно расширить газовые каналы и увеличить радиусы тарелок клапанов.
Монтаж системы дросселей отдельной трубой для впуска газового потока на каждый цилиндр положительно влияет на увеличение мощности, но при значительном перекрытии клапанов.
При таком же перекрытии клапанов эффективна и выпускная система спорткара. Установка «паука» увеличивает мощность агрегата на 2-3 л.с.
Для проведения «тюнинга двигателя» большое значение имеет изменение параметров системы выпуска газов, а также нахождение и конфигурация резонатора. Для стабилизации низкого режима температур на спорткары устанавливают радиаторы масляного типа, а также объемные жидкостные радиаторы.
Для более плотного соединения ГБЦ и моторного блока предлагается применять беспрокладочный вариант сборки. При этом в блоке фрезой изготавливаются канавки, куда устанавливаются резиновые пассики из фактуры, стойкой к высоким температурам.
Смотрите также: